МБДОУ детский сад №83 «Светлячок» общеразвивающего вида

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Ш» И «Ж»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор учитель-логопед Кернасюк Снежана Степановна

 

 

 

Цели:

  1. 1.Учить слухо-произносительной дифференциации Ш и Ж с использованием речедвигательной ритмики 

  2. 2.Учить преобразовывать слова путём замены звука Ш на Ж 

  3. 3. Продолжать учить определять место звука в слове, последовательность звуков в слове 

  4. 4. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа 

  5. 5. Продолжать учить составлять предложения по опорным картинкам, составлять схемы предложений и анализировать их 

  6. 6. Развивать наглядно-образное мышление 

  7. 7. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей не перебивая их 

Наглядность:

Игрушки жука, ежа, лошадка, флажок, шарик, пирожок, матрёшка, машина, снежинка, изображения снеговиков, ёлок (настенные), корзинка с яблоками, кленовый лист, картинки: ивовый и кленовый лист, карандаш, жираф, шуба, шапка, малыш, баклажан, ножницы, жаба, шмель, жук, жираф, мышь, кошка, 6 колокольчиков, карта «волшебного леса», схематическое изображение птицы, полоски бумаги, кружки красного, синего и зелёного цвета, жёлтые колокольчики.

Ход занятия

  1. 1.Организационный момент. 

Л: - Сядет тот кто правильно ответит. Я скажу один, а вы – много.

Шмель - …

Мишка - …

Мышка -…

Лягушка - …

Жаба -…

Жук -…

 

  1. 2.Сообщение темы занятия. 

Л: - Отгадайте, какое слово я загадала.

  1. 1)Это слово обозначает предмет. Он нужен для рисования. Может быть разным: простым, или цветным (красным, синим, или зелёным). Назовите это слово. 

Д: - Карандаш.

Л: - Правильно, это слово карандаш. (ставит картинку на доску). – Какой последний звук в слове карандаш?

  1. 2)Отгадайте какое ещё я загадала слово. Это животное жарких стран. Оно питается листьями деревьев, травой. У него очень длинная шея. Кто это? Назовите его. 

Д: - Жираф.

Л: - Правильно, это слово жираф. (ставит картинку). – Назовите первый звук в слове жираф.

Д: - Первый звук в слове жираф «ж».

Л: - Молодцы, правильно. Вы догадались о каких звуках мы будем сегодня говорить?

Д: - Мы сегодня будем говорить о звуках Ш и Ж.

  1. 3.Уточнение правильной артикуляции звуков. 

Л: - Как мы произносим «ш»?

Д: - Язык за верхними зубами. Он ставит преграду. Оставил только маленькую щёлку. Воздух с трудом проходит через неё. Горлышко спит.

Л: - Произнесём: «Ш, Ш, Ш, Ш» (с рукой на горле). А теперь включим голосок: «Ж, Ж, Ж, Ж». А как мы произносим «Ж»?

Д: - Мы произносим «Ж» так же, как и «Ш», только горлышко звенит.

 

  1. 4.Характеристика звуков. 

Л: - Что мы знаем про «Ш»?

Д: - Звук «Ш» - согласный, глухой, твёрдый.

Л: - А что мы знаем про звук «Ж»?

Д: - Звук «Ж» - согласный, звонкий, твёрдый.

 

  1. 5.Обозначение звуков. 

Л:- Как обозначается звук «Ш»?

Д: - Синим кружком.

Л: (ставит фишку) – А как обозначается звук «Ж»?

Д: - Синим кружком с колокольчиком.

Л: - (ставит фишку).

Показ детьми звуков «Ш» и «Ж» с движениями, произнося «ш-ш-ш…», дети поднимают руки вверх и покачивают ими из стороны в сторону (как ветер шумит). На звук «Ж»: И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движения с разжатыми пальцами.

 

  1. 6.Дифференциация «Ш» и «Ж» по глухости-звонкости.  

  1. 1)Изолированно. 

А теперь мы будем ловить звук «Ж».

Л:- Положите ладошку на горлышко. Если горлышко спит, то и колокольчик прижат к ножке. А если горлышко заработало, то и колокольчик звенит. Ш .Ж, Ш, Ж, Ш.

  1. 2)В слогах. 

Л:- А теперь я скажу по другому.

- жа, ша, шо, жо, жу, шу, ши, жи.

3) В словах.

Л:- А теперь слушаем слова (показ и название картинок ребёнком).

- шуба, шапка, малыш, баклажан, ножницы.

- Молодцы. Соберём колокольчики в корзинку. Колокольчики будут отдыхать. А у нас новая игра.

 

  1. 7.«Слоговая зарядка». 

Дети проговаривают слоги с движениями. Движение на звук «Ш» («Ветер») переходит в движение на гласный звук: на «А» дети вытягивают руки вперёд, соединив ладони. Произнося гласный «а-а-а…», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх; на «О» - отсоединяют опущенные руки перед собой так, что бы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…» они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой; на «У» - держат согнутые руки на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласные «у-у-у…», дети давящими движениями выпрямляют руки вперёд и вниз; на «И» - держат согнутые руки перед грудью, указательные пальцы направленны вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Л: - Выходите ко мне, повторите за мной.

-ша, шо, шу, ши.

Д: -Повторяют

Л: - Наши дети хороши

Д: - Повторяют

Л:- Жа, жо, жу, жи

Д: - Повторяют

Л:- Я жужжу и ты жужжи

Д: - Повторяют

Л: - Шу, ши, ша, шо

Д: - Повторяют

Л: - Мы играем хорошо

Д: - Повторяют

Л:- жу, жи, жа, жо

Д: - Повторяют

Л:- Как на улице свежо

Д: - Повторяют

Л:- Шо, шу, ши, ша

Д: - Повторяют

Как погода хороша

Д: - Повторяют

Л:- Жо, жу, жи, жа

Д: - Повторяют

Л:- Мы увидели ежа

Д: - Повторяют

Л:- ши, ши, ши, ши, тише, мышка, не шурши!

Превращаемся в мышек и тихонько идём на стульчики.

Л: - Ой, смотрите, действительно ёжик. Что? (обращается к ёжику) Да, беда! (обращается к детям): - Мне ёжик сказал, что его знакомый жук пригласил на День рождения. А он дороги не знает, сам жука ни как не найдёт: лес – то волшебный, в нём легко заблудиться. Что же делать? Как ему помочь?

 

  1. 8.Звучит музыка, входит Шапокляк. 

Ш: - Здрасте!

Л:- Ребята, а вы узнали кто это?

Д: - Шапокляк!

Л: - Какой первый звук в слове ШШШапокляк?

Ш: - Ух ты! Всё знают! Приятно, что дома я популярная, дети меня сразу узнают. Вот все на меня наговаривают, мол я вредная такая. А ведь, если надо, и помочь могу. У меня, например, карта волшебного леса есть. Но я вам её так просто не отдам. Сначала отгадайте слово по звукам: какую я себе обновку купила. Я точно знаю, что первый звук в этом слове «Ш», второй «У», третий – «Б», четвёртый – «А».

Д:- Шуба!

Ш: - Действительно, это шуба! (достаёт из сумочки картинку и показывает её). А ещё я себе шапку купила (показывает картинку). Сделайте даме приятное, выложите из кружков слово ШАПКА.

 

  1. 9.Составление детьми схемы слова. 

 

  1. 10.Шапокляк оценивает. 

Ш: - Молодцы, ребята, порадовали! Но карту всё равно пока не отдам!.

 

  1. 11.Определение места звука в слове. Дифференциация «Ш» и «Ж» в словах. 

Ш:- Теперь отгадайте, кого жук на День рождения пригласил? Даю подсказку: в названии гостей есть звук «Ж». (на доске картинки: жаба, шмель, жук, мышь, кошка).

Л: - Это жук. Назовите звук и его место в слове. Обозначьте на схеме.

Аналогично проводится работа по дифференциации «Ш» и «Ж» и по определению места звуков в остальных словах.

Л:- Так кого же жук пригласил на День рождения?

Ш: - Молодцы, ваши дети! Придётся всё-таки карту отдать! Я ведь дама порядочная! Держите карту. До свидания!

Л:- Ребята, по карте видно, что идти надо по дороге прямой через поляну снеговиков к домику жука. Карта у нас есть, а вот подарка у ежа нет. Поможем ёжику? Выберите подарки в названиях которых есть «Ж». (Ставит предметы на стол).

Это – лошадка, это – флажок, это- матрёшка, это- снежинка, это – шарик, это- пирожок, это- машина. (Вызывает трёх детей). Кладёт подарки в корзину и ставит около ежа. Молодцы, ребята, теперь наш ёжик с подарками.

 

  1. 12.Преобразование слов путём замены «Ш» на «Ж» с показом движений на эти звуки.  

Л: - Но что то наш ёжик заскучал. Давайте с ним в игру «Наоборот» поиграем. Ёжик будет называть слово. Вы должны заменить «Ш» на «Ж» показать это слово и назвать его. Встаньте, выходите ко мне.

(Дети встают полукругом, логопед поочерёдно каждому ребёнку даёт ежа и называет слово).

Шар – жар

Луша – лужа

Шить – жить

Шаль – жаль

Уши – ужи

Нашивка – наживка

Машет – мажет

Л: - Оценивает:

- Теперь мы можем отправляться в волшебный лес и проводить ежа. Помните, идти надо по дороге прямой к поляне снеговиков, за ней сразу и домик жука будет.

 

Физминутка.

 

По дорожке топ-топ

Мы шагаем дружно.

Дети идут за логопедом

Не идёт, ли там снежок

Посмотреть нам нужно.

Останавливаются, смотрят вправо-влево

Всё в порядке, снег идёт,

Солнышко сияет.

Идут, показывают руками

Наши щёки, нос и рот

Нежно согревает.

Показывают нос, щёки, рот, стоят

А теперь я протопчу

На снегу дорожку.

Идут, топают

И колечки начерчу

Ровненькие ножкой.

«Чертят» ногой круг

Покружусь я, как снежок

Сяду на тропинку.

Кружатся, садятся на корточки

И рукой поглажу я

Каждую снежинку.

Гладят ладошку

И снежком посыплю я

Всё вокруг, что знаю.

Встают, «посыпают»

Что, узнали, вы меня?

Это я гуляю!

 

 

       

  1. 13.Работа над структурой предложения. Дифференциация «Ш» и «Ж» в предложении. 

Л: - Вот мы и на поляне снеговиков. Посмотрите, снеговик! Скажите, а он какой? (пухлый, белый …) Ой, а здесь конверт какой – то. Давайте сядем за столы и посмотрим, что нам приготовил снеговик.

- Это кто? (жук)

- А это что? (лист)

- Какой это листок? (узкий, ивовый …)

- А это какой листок? (кленовый, широкий…)

- Под каким листом жуку удобнее жить?

- Составьте предложение про жук. Послушайте мой вопрос: «Под каким листом живёт жук?»

Д: - Жук живёт под широким листом.

Л:- Выложите схему предложения. «Жук живёт под широким листом.» Не забудьте, что слова в предложении живут отдельно. (Дети выкладывают схему предложения.)

 

  1. 14.Анализ предложения. 

- Прочитайте какое у вас получилось предложение?

- Как мы обозначаем первое слово в предложении?

- А что ставим в конце предложения?

- Назовите первое слово.

- Какое самое маленькое слово?

- Сколько всего слов в предложении?

 

  1. 15.Итог. 

Л: - Ребята, посмотрите, да ведь вот он, жук! Действительно, жук живёт под широким листом. (поднимает лист, показывает жука).

- Сейчас ёжик подарит жуку подарки. Но что-то ёжик шуршит, шуршит … Посмотрите, он что-то нашёл. (показывает картинку с яблоками).

- Да это же жук нам угощения приготовил. Скажем жуку спасибо!

- Ребята, на этом наше путешествие закончено. Ёжику очень понравилось, как вы занимались, как вы сегодня учились слышать звуки «Ш» и «Ж». Вым понравилось занятие? Скажите всем: «До свидания», и пойдёмте в группу.