МБДОУ детский сад №83 «Светлячок» общеразвивающего вида
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Ш» И «Ж»
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Автор учитель-логопед Кернасюк Снежана Степановна
Цели:
1.Учить слухо-произносительной дифференциации Ш и Ж с использованием речедвигательной ритмики
2.Учить преобразовывать слова путём замены звука Ш на Ж
3. Продолжать учить определять место звука в слове, последовательность звуков в слове
4. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа
5. Продолжать учить составлять предложения по опорным картинкам, составлять схемы предложений и анализировать их
6. Развивать наглядно-образное мышление
7. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей не перебивая их
Наглядность:
Игрушки жука, ежа, лошадка, флажок, шарик, пирожок, матрёшка, машина, снежинка, изображения снеговиков, ёлок (настенные), корзинка с яблоками, кленовый лист, картинки: ивовый и кленовый лист, карандаш, жираф, шуба, шапка, малыш, баклажан, ножницы, жаба, шмель, жук, жираф, мышь, кошка, 6 колокольчиков, карта «волшебного леса», схематическое изображение птицы, полоски бумаги, кружки красного, синего и зелёного цвета, жёлтые колокольчики.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Л: - Сядет тот кто правильно ответит. Я скажу один, а вы – много.
Шмель - …
Мишка - …
Мышка -…
Лягушка - …
Жаба -…
Жук -…
2.Сообщение темы занятия.
Л: - Отгадайте, какое слово я загадала.
1)Это слово обозначает предмет. Он нужен для рисования. Может быть разным: простым, или цветным (красным, синим, или зелёным). Назовите это слово.
Д: - Карандаш.
Л: - Правильно, это слово карандаш. (ставит картинку на доску). – Какой последний звук в слове карандаш?
2)Отгадайте какое ещё я загадала слово. Это животное жарких стран. Оно питается листьями деревьев, травой. У него очень длинная шея. Кто это? Назовите его.
Д: - Жираф.
Л: - Правильно, это слово жираф. (ставит картинку). – Назовите первый звук в слове жираф.
Д: - Первый звук в слове жираф «ж».
Л: - Молодцы, правильно. Вы догадались о каких звуках мы будем сегодня говорить?
Д: - Мы сегодня будем говорить о звуках Ш и Ж.
3.Уточнение правильной артикуляции звуков.
Л: - Как мы произносим «ш»?
Д: - Язык за верхними зубами. Он ставит преграду. Оставил только маленькую щёлку. Воздух с трудом проходит через неё. Горлышко спит.
Л: - Произнесём: «Ш, Ш, Ш, Ш» (с рукой на горле). А теперь включим голосок: «Ж, Ж, Ж, Ж». А как мы произносим «Ж»?
Д: - Мы произносим «Ж» так же, как и «Ш», только горлышко звенит.
4.Характеристика звуков.
Л: - Что мы знаем про «Ш»?
Д: - Звук «Ш» - согласный, глухой, твёрдый.
Л: - А что мы знаем про звук «Ж»?
Д: - Звук «Ж» - согласный, звонкий, твёрдый.
5.Обозначение звуков.
Л:- Как обозначается звук «Ш»?
Д: - Синим кружком.
Л: (ставит фишку) – А как обозначается звук «Ж»?
Д: - Синим кружком с колокольчиком.
Л: - (ставит фишку).
Показ детьми звуков «Ш» и «Ж» с движениями, произнося «ш-ш-ш…», дети поднимают руки вверх и покачивают ими из стороны в сторону (как ветер шумит). На звук «Ж»: И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движения с разжатыми пальцами.
6.Дифференциация «Ш» и «Ж» по глухости-звонкости.
1)Изолированно.
А теперь мы будем ловить звук «Ж».
Л:- Положите ладошку на горлышко. Если горлышко спит, то и колокольчик прижат к ножке. А если горлышко заработало, то и колокольчик звенит. Ш .Ж, Ш, Ж, Ш.
2)В слогах.
Л:- А теперь я скажу по другому.
- жа, ша, шо, жо, жу, шу, ши, жи.
3) В словах.
Л:- А теперь слушаем слова (показ и название картинок ребёнком).
- шуба, шапка, малыш, баклажан, ножницы.
- Молодцы. Соберём колокольчики в корзинку. Колокольчики будут отдыхать. А у нас новая игра.
7.«Слоговая зарядка».
Дети проговаривают слоги с движениями. Движение на звук «Ш» («Ветер») переходит в движение на гласный звук: на «А» дети вытягивают руки вперёд, соединив ладони. Произнося гласный «а-а-а…», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх; на «О» - отсоединяют опущенные руки перед собой так, что бы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…» они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой; на «У» - держат согнутые руки на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласные «у-у-у…», дети давящими движениями выпрямляют руки вперёд и вниз; на «И» - держат согнутые руки перед грудью, указательные пальцы направленны вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Л: - Выходите ко мне, повторите за мной.
-ша, шо, шу, ши.
Д: -Повторяют
Л: - Наши дети хороши
Д: - Повторяют
Л:- Жа, жо, жу, жи
Д: - Повторяют
Л:- Я жужжу и ты жужжи
Д: - Повторяют
Л: - Шу, ши, ша, шо
Д: - Повторяют
Л: - Мы играем хорошо
Д: - Повторяют
Л:- жу, жи, жа, жо
Д: - Повторяют
Л:- Как на улице свежо
Д: - Повторяют
Л:- Шо, шу, ши, ша
Д: - Повторяют
Как погода хороша
Д: - Повторяют
Л:- Жо, жу, жи, жа
Д: - Повторяют
Л:- Мы увидели ежа
Д: - Повторяют
Л:- ши, ши, ши, ши, тише, мышка, не шурши!
Превращаемся в мышек и тихонько идём на стульчики.
Л: - Ой, смотрите, действительно ёжик. Что? (обращается к ёжику) Да, беда! (обращается к детям): - Мне ёжик сказал, что его знакомый жук пригласил на День рождения. А он дороги не знает, сам жука ни как не найдёт: лес – то волшебный, в нём легко заблудиться. Что же делать? Как ему помочь?
8.Звучит музыка, входит Шапокляк.
Ш: - Здрасте!
Л:- Ребята, а вы узнали кто это?
Д: - Шапокляк!
Л: - Какой первый звук в слове ШШШапокляк?
Ш: - Ух ты! Всё знают! Приятно, что дома я популярная, дети меня сразу узнают. Вот все на меня наговаривают, мол я вредная такая. А ведь, если надо, и помочь могу. У меня, например, карта волшебного леса есть. Но я вам её так просто не отдам. Сначала отгадайте слово по звукам: какую я себе обновку купила. Я точно знаю, что первый звук в этом слове «Ш», второй «У», третий – «Б», четвёртый – «А».
Д:- Шуба!
Ш: - Действительно, это шуба! (достаёт из сумочки картинку и показывает её). А ещё я себе шапку купила (показывает картинку). Сделайте даме приятное, выложите из кружков слово ШАПКА.
9.Составление детьми схемы слова.
10.Шапокляк оценивает.
Ш: - Молодцы, ребята, порадовали! Но карту всё равно пока не отдам!.
11.Определение места звука в слове. Дифференциация «Ш» и «Ж» в словах.
Ш:- Теперь отгадайте, кого жук на День рождения пригласил? Даю подсказку: в названии гостей есть звук «Ж». (на доске картинки: жаба, шмель, жук, мышь, кошка).
Л: - Это жук. Назовите звук и его место в слове. Обозначьте на схеме.
Аналогично проводится работа по дифференциации «Ш» и «Ж» и по определению места звуков в остальных словах.
Л:- Так кого же жук пригласил на День рождения?
Ш: - Молодцы, ваши дети! Придётся всё-таки карту отдать! Я ведь дама порядочная! Держите карту. До свидания!
Л:- Ребята, по карте видно, что идти надо по дороге прямой через поляну снеговиков к домику жука. Карта у нас есть, а вот подарка у ежа нет. Поможем ёжику? Выберите подарки в названиях которых есть «Ж». (Ставит предметы на стол).
Это – лошадка, это – флажок, это- матрёшка, это- снежинка, это – шарик, это- пирожок, это- машина. (Вызывает трёх детей). Кладёт подарки в корзину и ставит около ежа. Молодцы, ребята, теперь наш ёжик с подарками.
12.Преобразование слов путём замены «Ш» на «Ж» с показом движений на эти звуки.
Л: - Но что то наш ёжик заскучал. Давайте с ним в игру «Наоборот» поиграем. Ёжик будет называть слово. Вы должны заменить «Ш» на «Ж» показать это слово и назвать его. Встаньте, выходите ко мне.
(Дети встают полукругом, логопед поочерёдно каждому ребёнку даёт ежа и называет слово).
Шар – жар
Луша – лужа
Шить – жить
Шаль – жаль
Уши – ужи
Нашивка – наживка
Машет – мажет
Л: - Оценивает:
- Теперь мы можем отправляться в волшебный лес и проводить ежа. Помните, идти надо по дороге прямой к поляне снеговиков, за ней сразу и домик жука будет.
Физминутка.
По дорожке топ-топ Мы шагаем дружно. | Дети идут за логопедом |
Не идёт, ли там снежок Посмотреть нам нужно. | Останавливаются, смотрят вправо-влево |
Всё в порядке, снег идёт, Солнышко сияет. | Идут, показывают руками |
Наши щёки, нос и рот Нежно согревает. | Показывают нос, щёки, рот, стоят |
А теперь я протопчу На снегу дорожку. | Идут, топают |
И колечки начерчу Ровненькие ножкой. | «Чертят» ногой круг |
Покружусь я, как снежок Сяду на тропинку. | Кружатся, садятся на корточки |
И рукой поглажу я Каждую снежинку. | Гладят ладошку |
И снежком посыплю я Всё вокруг, что знаю. | Встают, «посыпают» |
Что, узнали, вы меня? Это я гуляю! |
|
13.Работа над структурой предложения. Дифференциация «Ш» и «Ж» в предложении.
Л: - Вот мы и на поляне снеговиков. Посмотрите, снеговик! Скажите, а он какой? (пухлый, белый …) Ой, а здесь конверт какой – то. Давайте сядем за столы и посмотрим, что нам приготовил снеговик.
- Это кто? (жук)
- А это что? (лист)
- Какой это листок? (узкий, ивовый …)
- А это какой листок? (кленовый, широкий…)
- Под каким листом жуку удобнее жить?
- Составьте предложение про жук. Послушайте мой вопрос: «Под каким листом живёт жук?»
Д: - Жук живёт под широким листом.
Л:- Выложите схему предложения. «Жук живёт под широким листом.» Не забудьте, что слова в предложении живут отдельно. (Дети выкладывают схему предложения.)
14.Анализ предложения.
- Прочитайте какое у вас получилось предложение?
- Как мы обозначаем первое слово в предложении?
- А что ставим в конце предложения?
- Назовите первое слово.
- Какое самое маленькое слово?
- Сколько всего слов в предложении?
15.Итог.
Л: - Ребята, посмотрите, да ведь вот он, жук! Действительно, жук живёт под широким листом. (поднимает лист, показывает жука).
- Сейчас ёжик подарит жуку подарки. Но что-то ёжик шуршит, шуршит … Посмотрите, он что-то нашёл. (показывает картинку с яблоками).
- Да это же жук нам угощения приготовил. Скажем жуку спасибо!
- Ребята, на этом наше путешествие закончено. Ёжику очень понравилось, как вы занимались, как вы сегодня учились слышать звуки «Ш» и «Ж». Вым понравилось занятие? Скажите всем: «До свидания», и пойдёмте в группу.